"Здоровый образ жизни дошкольников"

11.10.2019

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в домашних условиях должен соответствовать режиму в детском саду.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

умение правильно строить режим дня и выполнять его;

умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, группа, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

понимание значения здоровый образ жизни  для личного здоровья, хорошего самочувствия;

понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образ жизни:

положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

уменьшение заболеваемости;

формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

снижение уровня тревожности и агрессивности.

     Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду. Поэтому только тесное сотрудничество родителей и педагогов в работе по воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни помогут достичь высоких результатов в решении данного вопроса.

поделиться в: