Маршрут выходного дня «К памятнику летчику А.К.Горовцу»
Уважаемые родители!
Ежедневно по улицам идут тысячи людей, и едет не меньшее количество транспорта. Улица Ленина в Витебске одна из самых оживленных и опасных. По улице движется поток транспорта, что может вызвать опасную ситуацию. Чтобы на дороге царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Формирование у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как педагоги, так и родители. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.
Предлагаем вам маршрут выходного дня.
Возраст детей: старший 5-6 лет
Участники проекта: дети, родители.
Возьмите с собой: питьевую воду, головные уборы от солнца, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.
Рекомендации для родителей:
- При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
- При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
- При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
- При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
- При посадке и высадке из общественного транспорта:
- впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
- При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!
Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.
Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
ОБЪЕКТ «Перекресток»
Загадайте загадку ребенку:
Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно.
(Перекресток)
Что такое «ПЕРЕКРЕСТОК»? –
Вот ребенок размышляет.
Смотрит – улица с другою
Впереди пересекается.
А пересеченье это
ПЕРЕКРЕСТКОМ называется.
Расскажите ребенку о перекрёстке:
Ты, конечно, прекрасно знаешь, что такое перекрёстки, и не раз их видел. В дорожном движении перекрёстки играют большую роль.
Перекресток – это участок дороги, где пересекаются пути транспорта. Это самое опасное место для пешеходов и водителей. Там пересекаются улицы, едут автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, всегда много пешеходов.
Для того чтобы обеспечить безопасное движение на перекрёстках, на них устанавливают светофоры и дорожные знаки, наносят на проезжую часть горизонтальную дорожную разметку.
У большого перекрестка
Подмигнул мне светофор.
И решил я очень просто
С ним затеять разговор.
«Побежим со мной вприпрыжку?» -
Я сказал. А он в ответ
Зажигает ярко красный
Запрещающий всё цвет.
Подмигнул мне желтым цветом,
Будь внимательным велел.
«Помню, помню я про это!» -
Я в ответ ему пропел.
Вдруг зажегся цвет зеленый.
Знаю я – пора идти!
«до свиданья, светофорчик,
Всем – счастливого пути!»
Можно предложить ребенку выполнить физкультминутку
«Я выхожу на улицу»
Я выхожу на улицу,
(Маршировать по кругу.)
Теперь я пешеход.
(Остановиться, поднять руки верх, сложить ладошки вместе.)
Мне светофор на улице
(Левую руку вытянуть в сторону.)
Покажет переход.
(Сжимать в руках воображаемый руль, бежать по кругу.)
Машины весело бегут,
Троллейбус и трамвай.
(Приложить правую ладонь «козырьком» ко лбу.)
А ты смотреть на светофор,
Дружок, не забывай.
ОБЪЕКТ «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД – ЗЕБРА, СВЕТОФОР»
Загадайте загадку:
Это «зебра» неживая
И детей, и взрослых ждёт.
Пешеходам помогает,
Через улицу ведёт.
(Пешеходный переход)
Спросите у ребенка:
- А зачем нужен пешеходный переход?
- А как узнать пешеходный переход?
- Кто является пешеходом?
- Кто является пассажиром?
- Какое главное правило безопасности должен помнить каждый участник дорожного движения?
На данной остановке необходимо вспомнить, как правильно переходить дорогу по сигналу светофора. Обратите внимание на дорогу, как едут автомобили, почему останавливаются на светофоре?
Можно задать ребенку вопросы:
-можно ли переходить дорогу без взрослых?
- для чего нужен светофор на проезжей части?
Перейдите дорогу по светофору, демонстрируя ребенку правила перехода.
Загадайте детям загадки:
Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая.
(Тротуар)
Что за «Зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут когда мигнет зеленый
Значит это…
(Переход)
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути …
(Дорожный знак)
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)
Эту ленту не возьмешь,
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит.
(Дорога)
В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный,
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге ...
ОБЪЕКТ «ФИЛАРМОНИЯ»
Предлагаем ребёнку осмотреться, как красиво вокруг, какой красивое здание, «сфотографировать» эту великолепную архитектурную постройку.
Задайте вопросы ребенку:
Слышал ли ты раньше слово филармония?
Для чего филармония в нашем городе?
Кто там работает?
Давай поразмышляем: для чего здание филармонии сделали таким красивым?
Филармония – это общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развития музыкального искусства.
В филармонии проводятся концерты инструментальной музыки, а также музыкальные спектакли для детей.
Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
Загадайте загадки о музыкальных инструментах:
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
(Балалайка)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…
(Барабан)
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем…
(Гитарой)
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет-заливается.
Как называется?
(Дудочка)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? …
(Рояль)
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет…
(Скрипка)
Инструмент зовем роялем,
Я с трудом на нем играю.
Громче, тише, громче, тише —
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой — …
(Фортепиано)
ОБЪЕКТ «ПАМЯТНИК ЛЕТЧИКУ А.К.ГОРОВЦУ»
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту
Поинтересуйтесь у ребёнка:
«Что и где ты слышал о войне?
Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
Спросите у ребенка:
«Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
Спросите у ребенка:
«А в нашем городе Витебске есть памятники?»
В сквере имени Горовца между улицами Горовца и Коммунистической расположен памятник летчику Александру Константиновичу Горовцу.
Памятник летчику А.К. Горовцу установлен в Витебске сравнительно недавно: в 1995 году, это 27 лет назад.
Это памятник летчику-герою, который совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 вражеских самолетов, 40 автомашин, 24 повозки. 6 июля 1943 года вступил в бой с 20 бомбардировщиками, сбив 9 самолетов, что является признанным рекордом.
Еще один памятник летчику А.К. Горовцу установлен на шоссе Москва-Симферополь в месте, где он героически погиб.
В Витебске его именем названы улица, где ранее проживали его родители, и аэроклуб. Его имя носят улицы в Минске и Богушевске.
Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания?
Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).
Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
После обзорной прогулки можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.
Можно поиграть в игры, разучить стихотворение.
Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.
Желаем вам приятно провести время!
А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе прогулки было интереснее, мы предлагаем Вам дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.
Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома
Игра на координацию движений
«Лётчик»
Быть шофёром хорошо,
(Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль.)
А лётчиком – лучше.
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
(Бегут, расставив руки, как крылья.)
Наливаю в бак бензин, (Останавливаются, наклоняют воображаемую канистру.)
Завожу пропеллер.
(Круговое движение правой рукой.)
«В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели».
(Бегут, расставив руки.)
Стихотворение, которое можно почитать ребёнку или заучить с ним дома
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Примерные задания после завершения прогулки:
Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место. Предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось.
Из нашего микрорайона удобно отправиться на предложенную экскурсию выходного дня на автобусе № 11, маршрутном такси № 54 до остановки «Площадь Ленина». Приятного отдыха!
Составила: Ерохо Т. Л., воспитатель дошкольного образования
Из нашего микрорайона удобно отправиться на предложенную экскурсию выходного дня на автобусе № 11, маршрутном такси № 54 до остановки «Площадь Ленина». Приятного отдыха!