В рамках реализации проекта «Зеленые школы» на территории нашего учреждения дошкольного образования за 2022/2023 учебный год в рамках акции "Птичья столовая " были сделаны 15 кормушек для птиц и расположены на каждом прогулочном участке, а также на территории учреждения дошкольного образования. В изготовлении и размещении кормушек принимали активное участие родители наших воспитанников и сотрудники нашего учреждения дошкольного образования.
Цель: расширение знаний о жизни птиц, привлечение внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, формирование доброжелательного отношения к птицам родного края, воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им.
Карт-схема размещения на территории учреждения дошкольного образования мест подкормки птиц
После того, как разместили кормушки, птиц на территории стало больше. Каждый день, выходя на прогулку, дети добавляли новый корм.
Так, воспитанники всех возрастных групп имели возможность наблюдать за птицами (воробьями, синицами, голубями, снегирями, галками, воронами, куропатками) и принять участие в конкурсе "На чьей кормушке больше птиц?". В холодную погоду на кормушки прилетало больше птиц, чем в тёплую погоду. Поэтому обязательно нужно подкармливать птиц и следить за кормушкой.
В течение декабря 2022 года воспитанники старших групп приняли активное участие в акции "Зимний учёт птиц".
Цель: изучение и сбор материала о зимующих птицах, воспитание бережного отношения к ним.
Воспитанники старших групп приняли участие в выставке рисунков и поделок на тему "Зимующие птицы моей страны"
Воспитанники старшей группы "Светлячок" оформили квилт на тему "Зимующие птицы моей страны"
В феврале 2023 года прошла панорама занятий по образовательной области "Ребёнок и природа"
Воспитанники старшей группы "Светлячок" приняли участие в краткосрочном проекте
"Наши пернатые друзья. Зимующие птицы"
Вид проекта: познавательно-творческий.
Состав участников: групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный ( 1 месяц).
Актуальность: Экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней – важные задачи работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Необходимо создать условия для общения ребёнка с миром природы. Вводить ребёнка в мир природы надо так, чтобы каждый день он открывал в нём что-то новое и рос исследователем. В процессе исследования ребёнок развивает познавательные способности. Он узнаёт много нового о зимующих птицах, как необходимо заботиться о них, роли человека в жизни птиц.
Цель проекта: Формирование познавательного интереса к окружающему миру, расширение представлений детей о зимующих птицах, воспитание бережного, заботливого отношения к ним, развитие речи дошкольников.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей о зимующих птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
- Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.
- Формировать у детей желание заботиться о птицах.
- Стимулировать познавательную активность.
- Развивать творческие способности, речь, воображение, коммуникативные навыки.
- Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Предполагаемый результат:
- Приобретение новых представлений о зимующих птицах.
- Проявление у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, исследовательского интереса.
- Проявление заботы о зимующих птицах.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Беседы с детьми (выявление уровня представлений о зимующих птицах).
- Подбор методической и художественной литературы.
- Подбор иллюстративного и дидактического материала.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Составление плана работы над проектом.
- Разработка конспектов занятий.
2 этап – основной. Реализация проекта через различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, чтение художественной литературы, продуктивную.
Мероприятия по реализации проекта:
Работа с детьми
Экологические занятия по темам: «Как узнать птиц?», «Беседа о зимующих птицах» ,«Покормите птиц зимой». Экологическая викторина «Пернатые друзья зимой»
Наблюдения: за птицами, собирающимися в стаи, за птичьими следами, за поведением птиц на кормушках, за вороной, воробьём, синичкой, галкой, снегирём.
Беседы: «Что мы знаем о птицах», «Зимующие птицы», «Как помочь птицам зимой»
Речевое развитие: Составление творческих рассказов: «Птицы зимой», «Мои пернатые друзья», «Рассказы о птицах из личного опыта детей». Разучивание стихов о птицах.
Дидактические игры: «Что за птица», «Летает – не летает», «Кого чем угостим», «Найди по описанию», «Кто как голос подаёт», «Кого не стало», «Кто где живёт», «Перелётные – зимующие птицы»
Сюжетно-ролевые игры: «Где обедал воробей», «Птичье кафе»
Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот»
Чтение художественной литературы: М. Горький «Воробьишко», А. Прокофьев «Снегири», В. Стоянов «Воробей», С. Михалков «Птичья столовая», В. Бианки «Синичкин календарь». Чтение загадок, пословиц, поговорок о птицах.
Продуктивная деятельность:
Рисование: «Птицы зимой»
Конструирование: «Ворона»
Раскрашивание силуэтов птиц.
Работа с родителями: Консультация для родителей «Покормите птиц зимой», «Кормушки для птиц своими руками». Изготовление кормушек для птиц. Изготовление поделок «Зимующие птицы».
3 этап – заключительный
Выставка детских рисунков и поделок. Составление квилта.
Вывешивание кормушек на участке «Столовая для наших друзей»
Составление альбома «Зимующие птицы Беларуси»
Литература
- Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания)/М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, 2022.
- Авсейкова В. В., Чеховская Н. В. Мир природы через наблюдения. – Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001. – 48 с.
- Васильева Е. С, Кончиц Т. Н. В окружающий мир через наблюдения: картотека наблюдений на прогулке для воспитанников от 2 до 7 лет: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ [сост.: Е. С. Васильева, Т. Н. Кончиц]. – Мозырь: Выснова, 2022. – 247 с.
- Корзун А. В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики/ А. В. Корзун, С. В. Кишко. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 80 с.
- Ладутько Л. К. Познаем мир и себя: пособие для педагогов дошк. учреждений/Л.К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Мн.: УП «ИВЦ МИНФИНА», 2004. – 184.
- Ладутько Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. От 5 до 6 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения/Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – 2-е изд. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 255 с.
- Стреха Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Е. А. Стреха. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 64 с.
В результате проведенной работы (наблюдения, беседы, дидактические игры, познавательные мероприятия и занятия) дети получили много информации о птицах, которые зимуют рядом с нами, узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.