Биоразнобразие

Списки групп детей 5-7 лет, участвующих в реализации направления

Средняя группа "Ёжики"

  1. Агафонова Александра
  2. Артамоненко Михаил
  3. Барилов Степан
  4. Богушевич Алексей
  5. Вартанян Ярослав
  6. Гавриленко Мария
  7. Гуцал Тимур
  8. Казимирова Ульяна
  9. Котова Дарья
  10. Метелица Роман
  11. Морейко Анжелика
  12. Петрова Мирослава
  13. Попкова Арина
  14. Турок Захар
  15. Чеснокова Ульяна
  16. Шевяко Владислав

Средняя группа "Пралеска"

  1. Говоркова Дарина
  2. Ермолова Алиса
  3. Климентьева Ева
  4. Картавицкий Артём
  5. Кирилкин Герман
  6. Кузнецов Гордей
  7. Кадыш Есения
  8. Малашонок Сергей
  9. Михайлова Елизавета
  10. Овечкина Ксения
  11. Румсевич Полина
  12. Солодкина Варвара
  13. Старых-Аверина Алеся
  14. Соколов Евгений
  15. Степаненко Маргарита

  16. Цыкунова Алина
  17. Шелудкевич Максим
  18. Шабасова София
  19. Шурмелёва Евгения
  20. Шишко Ярослав
  21. Юдин Марк

Старшая группа "Улыбка"

  1. Анищенко Кирилл
  2. Барановская Варвара
  3. Белый Артём
  4. Берашевич Андрей
  5. Близнаков Артём
  6. Гавлович Тимофей
  7. Герасимович Александр
  8. Данильчик Кира
  9. Ерохо Роман
  10. Есьман Арсений
  11. Зиньковская Ульяна
  12. Кривцова Карина
  13. Маковеева Николь
  14. Павлюченко Лидия
  15. Патеенок Максим
  16. Привада Ульяна
  17. Таянович Вадим
  18. Филипченко Елизавета
  19. Якушев Антон

Старшая группа "Светлячок"

  1. Белостоцкая Яна
  2. Ероменок Марк
  3. Жукова Екатерина
  4. Иванова Александра
  5. Котов Иван
  6. Кулакова Александра
  7. Люстерник Карина
  8. Мирошниченко Владислав
  9. Овсянкин Тимофей
  10. Павленко Михаил
  11. Петрова Анна
  12. Пушнякова Дарья
  13. Рубенков Артём
  14. Фрей Анастасия
  15. Шпаков Ярослав
  16. Шпилевский Максим
  17. Щедров Егор

Старшая группа "Василёк"

  1. Кудрявцев Владислав
  2. Лосская Арина
  3. Максимов Матвей
  4. Малиновский Михаил
  5. Умецкий Михаил
  6. Ходос София
  7. Чуканов Никита
  8. Шкленник Владислав
свернуть

1.1 Изучение разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования

 

Воспитанники средней группы "Ёжики" приняли участие в краткосрочном проекте "Деревья - наши друзья"

В октябре 2022 года в нашем детском саду проходил фото конкурс на лучший букет из опавших листьев.

В конкурсе приняли участие все группы детского сада. 

Поздравляем победителей!

Карт-схема размещения на территории учреждения деревьев и кустарников

свернуть

1.2 Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования

Викторина для воспитанников старших групп на лучшее знание дикорастущих растений

Карт-схема размещения на территории учреждения дошкольного образования дикорастущих растений

свернуть

1.3 Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования


 

 

Ежегодно в последние выходные сентября и первые выходные октября проходит Международная акция «Дни наблюдения за птицами». Цель акции: привлечь внимание людей к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом. Информирование, просвещение и объединение широких кругов населения с целью сохранения видового разнообразия и численности птиц на территории страны, в которой мы живем. Главная задача: переписать всех птиц, встреченных за определенный промежуток времени и направить результаты в национальные координационные центры.

В течение сентября-октября 2022 года воспитанники старших групп приняли активное участие в национальной акции "Осеннее наблюдение за птицами", в ходе которой закрепили свои представления о птицах Беларуси, их повадках и отличительных особенностях.

Самыми распространенными птицами стали воробьи, голуби, галки. 

Карт-схема размещения мест наблюдения за птицами на территории учреждения дошкольного образования

свернуть

1.4 Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования

Карт-схема размещения на территории учреждения дошкольного образования мест наблюдения за насекомыми

Воспитанники старшей группы "Улыбка" выступили перед родителями с информацией 

"ВРЕДНЫХ ЖИВОТНЫХ НЕ БЫВАЕТ" (презентация)

 

Изготовлен и размещён "Домик для насекомых". Организовано наблюдение за его обитателями.

 

свернуть

1.5 Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования

Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования

Перед началом работы по проекту "Зелёный школы" мы определили цели и задачи по направлению "Биоразнообразие"

Цель: изучение биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования.

Задачи:

1. изучать и расширять видовые разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников, видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений, разнообразие наземных насекомых и птиц на территории детского сада;

2. создать карт-схемы территории с расположением на ней объектов биоразнообразия;

3. привлекать воспитанников, родителей и работников учреждения дошкольного образования в общественно-значимые мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;

4. содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста;

5. повышать уровень экологической культуры у воспитанников, родителей и работников учреждения дошкольного образования.

На территории учреждения дошкольного образования имеются:

1деревья и кустарники;

2. клумбы;

3. огород;

4. аллея выпускников;

5.  детские озеленённые площадки.

На территории учреждения дошкольного образования располагаются:

  • около 15 видов  травянистых цветочно-декоративных растений (пионы, лилии, петуньи, сальвии, гацании, бархатцы и др.)
  • дикорастущие травяные растения;
  • 8 видов кустарников (сирень, боярышник, рябина черноплодная, черёмуха, чёрный шиповник, акация, спирея, гортензия);
  • 15 видов деревьев (ель, берёзка, дуб, клён, можжевельник, лиственница, тополь, липа, ясень, рябина, каштан, туя, яблоня, груша, ясенилистный клён).

Воспитанниками старших групп и педагогическими работниками было организовано наблюдение:

  • за  насекомыми(бабочки, пчёлы, шмели, муравьи, божьи коровки, кузнечики;
  • за птицами (серая ворона, галка, трясогузка, ласточка, скворец, воробей, чибис, иволга, грач).

Для реализации задач и расширения видового биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования был составлен План действий по увеличению биоразнообразия на территории ГУО "Детский сад № 91 г.Витебска "Искорка".

План действий по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования был доведён до сведения родителей воспитанников.

 

 

свернуть

1.6 Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки для птиц

В рамках реализации проекта «Зеленые школы» на территории нашего  учреждения дошкольного образования за 2022/2023 учебный год в рамках акции "Птичья столовая " были сделаны 15 кормушек для птиц и расположены на каждом прогулочном участке, а также на территории учреждения дошкольного образования. В изготовлении и размещении кормушек принимали активное участие родители наших воспитанников и сотрудники нашего учреждения дошкольного образования.

Цель: расширение знаний о жизни птиц, привлечение внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, формирование доброжелательного отношения к птицам родного края, воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им.

Карт-схема размещения на территории учреждения дошкольного образования мест подкормки птиц

После того, как разместили кормушки, птиц на территории стало больше. Каждый день, выходя на прогулку, дети добавляли новый корм.

Так, воспитанники всех возрастных групп имели возможность наблюдать за птицами (воробьями, синицами, голубями, снегирями, галками, воронами, куропатками) и принять участие в конкурсе "На чьей кормушке больше птиц?". В холодную погоду на кормушки прилетало больше птиц, чем в тёплую погоду. Поэтому обязательно нужно подкармливать птиц и следить за кормушкой.

 

В течение декабря 2022 года  воспитанники старших групп приняли активное участие в  акции "Зимний учёт птиц".

Цель: изучение и сбор материала о зимующих птицах, воспитание бережного отношения к ним.

 

Воспитанники старших групп приняли участие в выставке рисунков и поделок на тему "Зимующие птицы моей страны"

Воспитанники старшей группы "Светлячок" оформили квилт на тему "Зимующие птицы моей страны"

В феврале 2023 года прошла панорама занятий по образовательной области "Ребёнок и природа"

Воспитанники старшей группы "Светлячок" приняли участие в краткосрочном проекте

"Наши пернатые друзья. Зимующие птицы"

Вид проекта: познавательно-творческий.

Состав участников: групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный ( 1 месяц).

Актуальность: Экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней – важные задачи работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Необходимо создать условия для общения ребёнка с миром природы. Вводить ребёнка в мир природы надо так, чтобы каждый день он открывал в нём что-то новое и рос исследователем. В процессе исследования ребёнок развивает познавательные способности. Он узнаёт много нового о зимующих птицах, как необходимо заботиться о них, роли человека в жизни птиц.

Цель проекта: Формирование познавательного интереса к окружающему миру, расширение представлений детей о зимующих птицах, воспитание бережного, заботливого отношения к ним, развитие речи дошкольников.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей о зимующих птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
  • Развивать интерес к миру пернатых, любознательность.
  • Формировать у детей желание заботиться о птицах.
  • Стимулировать познавательную активность.
  • Развивать творческие способности, речь, воображение, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Предполагаемый результат:

  • Приобретение новых представлений о зимующих птицах.
  • Проявление у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, исследовательского интереса.
  • Проявление заботы о зимующих птицах.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

  1. Беседы с детьми (выявление уровня представлений о зимующих птицах).
  2. Подбор методической и художественной литературы.
  3. Подбор иллюстративного и дидактического материала.
  4. Организация предметно-развивающей среды.
  5. Составление плана работы над проектом.
  6. Разработка конспектов занятий.

2 этап – основной. Реализация проекта через различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, чтение художественной литературы, продуктивную.

Мероприятия по реализации проекта:

Работа с детьми 

Экологические занятия по темам: «Как узнать птиц?», «Беседа о зимующих птицах» ,«Покормите птиц зимой». Экологическая викторина «Пернатые друзья зимой»

Наблюдения: за птицами, собирающимися в стаи, за птичьими следами, за поведением птиц на кормушках, за вороной, воробьём, синичкой, галкой, снегирём.

Беседы: «Что мы знаем о птицах», «Зимующие птицы», «Как помочь птицам зимой»

Речевое развитие: Составление творческих рассказов: «Птицы зимой», «Мои пернатые друзья», «Рассказы о птицах из личного опыта детей». Разучивание стихов о птицах.

Дидактические игры«Что за птица», «Летает – не летает», «Кого чем угостим», «Найди по описанию», «Кто как голос подаёт», «Кого не стало», «Кто где живёт», «Перелётные – зимующие птицы»

Сюжетно-ролевые игры: «Где обедал воробей», «Птичье кафе»

Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот»

Чтение художественной литературы: М. Горький «Воробьишко», А. Прокофьев «Снегири», В. Стоянов «Воробей», С. Михалков «Птичья столовая», В. Бианки «Синичкин календарь». Чтение загадок, пословиц, поговорок о птицах.

Продуктивная деятельность:

Рисование:  «Птицы зимой»

Конструирование: «Ворона»

Раскрашивание силуэтов птиц.

Работа с родителями: Консультация для родителей «Покормите птиц зимой», «Кормушки для птиц своими руками». Изготовление кормушек для птиц. Изготовление поделок «Зимующие птицы».

3 этап – заключительный

Выставка детских рисунков и поделок. Составление квилта.

Вывешивание кормушек на участке «Столовая для наших друзей»

Составление альбома «Зимующие птицы Беларуси»

Литература

  1. Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания)/М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, 2022.
  2. Авсейкова В. В., Чеховская Н. В. Мир природы через наблюдения. – Мозырь: Издательский Дом «Белый ветер», 2001. – 48 с.
  3. Васильева Е. С, Кончиц Т. Н. В окружающий мир через наблюдения: картотека наблюдений на прогулке для воспитанников от 2 до 7 лет: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ [сост.: Е. С. Васильева, Т. Н. Кончиц]. – Мозырь: Выснова, 2022. – 247 с.
  4. Корзун А. В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики/ А. В. Корзун, С. В. Кишко. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 80 с.
  5. Ладутько Л. К. Познаем мир и себя: пособие для педагогов дошк. учреждений/Л.К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Мн.: УП «ИВЦ МИНФИНА», 2004. – 184.
  6. Ладутько Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. От 5 до 6 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения/Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – 2-е изд. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – 255 с.
  7. Стреха Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/Е. А. Стреха. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 64 с.

В результате проведенной работы (наблюдения, беседы, дидактические игры, познавательные мероприятия и занятия) дети получили много информации о птицах, которые зимуют рядом с нами, узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.

свернуть

1.7 Создание и размещение на территории дошкольного учреждения искусственных гнездовий для птиц

С целью привлечения внимания к проблеме окружающей среды и повышения уровня экологического воспитания с 16 по 25 марта 2023 в учреждении дошкольного образования в рамках акции «Поможем пернатому другу!» прошёл конкурс на лучший птичий домик (скворечник).

Всего было сделано и размещено на территории учреждения дошкольного образования 13 скворечников для птиц.

 

Карт-схема размещения на территории учреждения дошкольного образования мест искусственного гнездования птиц

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СКВОРЕЧНИКИ, СИНИЧНИКИ, ДУПЛЯНКИ? (текст выступления)

рассказали воспитанники старшей группы "Улыбка" родителям и  детям старших групп "Светлячок" и Василек" .

 

свернуть

1.8 Создание и размещение на территории дошкольного учреждения образования «Клумбы для бабочек»

В рамках реализации проекта «Зеленые школы» в 2022/2023 учебном году в мае-июне на территории нашего  учреждения дошкольного образования была создана клумба для бабочек. Воспитанниками старших групп и педагогами было организовано наблюдение за цветковыми растениями и насекомыми (ребята наблюдали за бабочками, муравьями, божьими коровками, кузнечиками), изучено их разнообразие на территории учреждения.

 

Клумба для бабочек, июнь 2023

Карт-схема размещения на территории учреждения дошкольного образования "клумбы для бабочек"

свернуть

1.9 Создание пруда, заселение его растениями

В мае 2023 года оборудован пруд, расположенный на территории учреждения дошкольного образования. Воспитанниками и педагогическими было изучено разнообразие водяных растений и произведено заселение пруда.

Организовано наблюдение за его обитателями: водяной лилией и насекомыми.

Вокруг пруда и на клумбе высажена хоста,  лобелия,  чабрец садовый, осока декоративная, годеция.

Карт-схема размещения на территории учреждения дошкольного образования пруда

свернуть

1.10 Посадка деревьев и кустарников, создание на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира

В рамках реализации проекта «Зеленые школы» в 2022/2023 учебном году в мае-июне на территории нашего  учреждения дошкольного образования был создан  дикий луг. Воспитанниками средних и старших групп и педагогами было организовано наблюдение за насекомыми (ребята наблюдали за бабочками, пчёлами, шмелями, муравьями, божьими коровками, кузнечиками), изучено их разнообразие на территории учреждения.

Карт-схема размещения на территории учреждения дошкольного образования "дикого луга"

По инициативе Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь в 16-й раз в апреле 2023 года в Беларуси проходит добровольная республиканская акция «Неделя леса - 2023», посвящённая Году мира и созидания.

Основная цель акции – популяризация бережного отношения населения к одному из главных природных богатств страны, усиление экологической, экономической и социальной роли лесов.

21 апреля воспитанники ГУО «Детский сад № 91» г. Витебска «Искорка» вместе с родителями и педагогическими работниками учреждения дошкольного образования внесли свой вклад в сохранение и приумножение лесного фонда. 

С помощью студентов филиала БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» высажено 10 молодых саженцев🌳🌲🌳: 1 ясень, 2 дуба, 3 клена, 4 березы.

Представители ГЛУ «Витебский лесхоз» лесничий Свитич Юрий Александрович, помощник лесничего Метелица Татьяна Викторовна провели беседу перед воспитанниками "Как правильно ухаживать за посаженными деревьями", а также руководили процессом посадки деревьев.

❗️Чтобы оставить хороший след на земле, нужно обязательно посадить деревья – они живут не одно столетие.

 

 

 

В мае 2023 года была пополнена новыми туями "Аллея выпускников", расположенная на территории учреждения дошкольного образования

 

 

свернуть

"Биоразнообразие" в образовательном процессе

В рамках реализации плана образовательного проекта "Зеленые школы", а также с целью расширить представления воспитанников об окружающем мире и привить трудовые навыки посредством совместного создания огорода на подоконнике, в государственном учреждении образования "Детский сад № 91 г. Витебска "Искорка" традиционно прошла высадка, наблюдение и трудовая деятельность по уходу за различными культурами.

Старшая группа "Василёк"

Старшая группа "Светлячок"

Старшая группа "Улыбка"

Средняя группа "Пралеска"

Средняя группа "Ёжики"

Воспитанники 2 младшей группы "Пчёлка" приняли участие в краткосрочном проекте "Посадка лука"

 

 

 

Занятие по образовательной области "Ребёнок и природу" на тему "Юный эколог", 1 младшая группа "Гномики"

Занятие по образовательной области "Ребёнок и природу" на тему "Юный эколог", 2 младшая группа "Пчёлка"

Занятие по образовательной области "Ребёнок и природу" на тему "Юный эколог", средняя группа "Ёжики"

Занятие по образовательной области "Ребёнок и природу" на тему "Юный эколог", средняя группа "Пралеска"

Занятие по образовательной области "Ребёнок и природу" на тему "Юный эколог", старшая группа "Улыбка"

Занятие по образовательной области "Ребёнок и природу" на тему "Юный эколог", старшая  группа "Улыбка"

С наступлением мая 2023 года воспитанники государственного учреждения образования "Детский сад № 91 г. Витебска "Искорка" приняли участие в обустройстве клумб и посадке огорода.

свернуть

Интерактивные плакаты

Интерактивный плакат "Экскурсия по основным природоохранным объектам Республики Беларусь" автор Ерохо Татьяна Леонидовна, воспитатель дошкольного образования.

 

Интерактивный плакат "Времена года" автор Белостоцкая Анна Георгиевна, воспитатель дошкольного образования.

Интерактивный плакат "Домашние животные" автор Белостоцкая Анна Георгиевна, воспитатель дошкольного образования.

 

свернуть
поделиться в: